Все растущие в воде растения водоросли

Проверочная работа по биологии на тему

Все растущие в воде растения водоросли

Проверочная работа «Водоросли» с ответами.

Вариант 1.

Реши тест с выбором одного правильного ответа.

1. К низшим растениям относятся:

а) мхи б) папоротники в) водоросли г) покрытосеменные.

2. Органоид водорослей, в котором происходит процесс фотосинтеза:

а) ядро б) цитоплазма в) жгутики г) хроматофор

3. С помощью какого органоида, передвигается хламидомонада:

а) светочувствительного глазка б) жгутиков в) оболочки г) цитоплазмы

4. «Морской капустой» называется:

а) ламинария б) улотрикс в) порфира г) спирогира

5. Нитчатая зелёная водоросль, образующая тину в прудах, озёрах и реках:

а) улотрикс б) ульва в) спирогира г) хламидомонада.

6. Одноклеточная водоросль, использующая в очистных сооружениях:

а) хлорелла б) улотрикс в) хламидомонада г) ульва

7. Тело водорослей представлено:

а) листьями б) талломом, слоевищем в) побегом г) тканями

8. Нитевидные образования, способствующие закреплению водоросли на подводных предметах

а) лист б) таллом в) корень г) ризоиды

9. Отдел водорослей, из которых получают вещество агар-агар:

а) Бурые б) Красные в) Зелёные г) Золотистые

10. Отдел водорослей, содержащих наибольшее количество пигмента хлорофилла:

а) Бурые б) Красные в) Зелёные г) Золотистые

11. Тело многоклеточных водорослей

а) не имеет корней, стеблей и листьев

б) имеет небольшие корни и листья

в) имеет листья и может иметь ризоиды

г) не имеет корней, но есть листья небольшие нитевидные образования.

Проверочная работа «Водоросли»

Вариант 2.

Какие утверждения верны.

1. Все растущие в воде растения — водоросли.

2. Поверхность прудов летом бы­вает сплошь затянута водорослью — ряской.

3. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревь­ев, на почве и в почве).

4. Одноклеточная водоросль хла­мидомонада хорошо различима

не­вооруженным глазом.

5. Оболочка хламидомонады имеет зеленую окраску.

6. Хламидомонада питается только как зеленые растения — об­разует органические вещества из неорганических, используя солнеч­ный свет.

7. При наступлении неблагопри­ятных условий хламидомонады об­разуют гаметы.

8. Хлорелла не имеет жгутиков.

9. Хлорелла может поглощать из воды растворенный в ней кислород.

10. Нитчатая водоросль ульва образует тину.

11. Спирогира — зеленая нитча­тая водоросль.

12. Хроматофор у спирогиры ча­шеобразный.

13. Тело бурых водорослей дос­тигает в длину до пяти и более мет­ров.

14. У многих бурых водорослей имеются широкие листья.

15. У ламинарий имеются корнеобразные образования — ризои­ды.

16. Красные водоросли для об­разования органических веществ могут использовать такие сол­нечные лучи, которые проника­ют на большую глубину и недоступны для других водорос­лей.

17. Из бурых водорослей полу­чают агар-агар, применяемый в кондитерской промышленности, например, при изготовлении мар­мелада.

18. Бурую водоросль ламинарию в пищу.

19. Спирогира, ламинария, порфира — представители трех отделов водо­рослей.

20. В пресных водоемах встреча­ются одноклеточные колониальные водоросли — вольвокс и пандорина.

Проверочная работа «Водоросли»

Вариант 1.

Реши тест с выбором одного правильного ответа.

1. К низшим растениям относятся:

а) мхи б) папоротники в) водоросли г) покрытосеменные.

2. Органоид водорослей, в котором происходит процесс фотосинтеза:

а) ядро б) цитоплазма в) жгутики г) хроматофор

3. С помощью какого органоида, передвигается хламидомонада:

а) светочувствительного глазка б) жгутиков в) оболочки г) цитоплазмы

4. «Морской капустой» называется:

а) ламинария б) улотрикс в) порфира г) спирогира

5. Нитчатая зелёная водоросль, образующая тину в прудах, озёрах и реках:

а) улотрикс б) ульва в) спирогира г) хламидомонада.

6. Одноклеточная водоросль, использующая в очистных сооружениях:

а) хлорелла б) улотрикс в) хламидомонада г) ульва

7. Тело водорослей представлено:

а) листьями б) талломом, слоевищем в) побегом г) тканями

8. Нитевидные образования, способствующие закреплению водоросли на подводных предметах

а) лист б) таллом в) корень г) ризоиды

9. Отдел водорослей, из которых получают вещество агар-агар:

а) Бурые б) Красные в) Зелёные г) Золотистые

10. Отдел водорослей, содержащих наибольшее количество пигмента хлорофилла:

а) Бурые б) Красные в) Зелёные г) Золотистые

11. Тело многоклеточных водорослей

а) не имеет корней, стеблей и листьев б) имеет небольшие корни и листья

в) имеет листья и может иметь ризоиды

г) не имеет корней, но есть листья небольшие нитевидные образования.

Проверочная работа «Водоросли»

Вариант 2.

Какие утверждения верны.

1. Все растущие в воде растения — водоросли.

2. Поверхность прудов летом бы­вает сплошь затянута водорослью — ряской.

3. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревь­ев, на почве и в почве).

4. Одноклеточная водоросль хла­мидомонада хорошо различима

не­вооруженным глазом.

5. Оболочка хламидомонады имеет зеленую окраску.

6. Хламидомонада питается только как зеленые растения — об­разует органические вещества из неорганических, используя солнеч­ный свет.

7. При наступлении неблагопри­ятных условий хламидомонады об­разуют гаметы.

8. Хлорелла не имеет жгутиков.

9. Хлорелла может поглощать из воды растворенный в ней кислород.

10. Нитчатая водоросль ульва образует тину.

11. Спирогира — зеленая нитча­тая водоросль.

12. Хроматофор у спирогиры ча­шеобразный.

13. Тело бурых водорослей дос­тигает в длину до пяти и более мет­ров.

14. У многих бурых водорослей имеются широкие листья.

15. У ламинарий имеются корнеобразные образования — ризои­ды.

16. Красные водоросли для об­разования органических веществ могут использовать такие сол­нечные лучи, которые проника­ют на большую глубину и недоступны для других водорос­лей.

17. Из бурых водорослей полу­чают агар-агар, применяемый в кондитерской промышленности, например, при изготовлении мар­мелада.

18. Бурую водоросль ламинарию в пищу.

19. Спирогира, ламинария, порфира — представители трех отделов водо­рослей.

20. В пресных водоемах встреча­ются одноклеточные колониальные водоросли — вольвокс и пандорина.

Источник: https://infourok.ru/proverochnaya-rabota-po-biologii-na-temu-vodorosli-3027903.html

Тесты по биологии «Ботаника» (стр. 7 )

Все растущие в воде растения водоросли

в) в степной зоне и зоне смешан­ных лесов.

19. В семенах масличного подсол­нечника лучших отечественных сортов содержится:

а) до 5% масла;

б) до 12% масла;

в) до 57 % масла.

20. Подсолнечник масличный вы­ращивается:

а) только как масличная культура;

б) только как кормовая культура;

в) как масличная и кормовая культура.

21. Подсолнечник — культура:

а) теплолюбивая;

б) холодостойкая;

в) умеренной температуры.

Тест 28. Отделы водорослей

Решите, правильно или непра­вильно то или иное суждение. Вы­пишите номера правильных суждений.

1. Все растущие в воде растения — водоросли.

2. Поверхность прудов летом бы­вает сплошь затянута водорослью — ряской.

3. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревь­ев, на почве и в почве).

4. Одноклеточная водоросль хла­мидомонада хорошо различима не­вооруженным глазом.

5. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.

6. Оболочка хламидомонады имеет зеленую окраску.

7. Хламидомонада питается только как зеленые растения — об­разует органические вещества из неорганических, используя солнеч­ный свет.

8. При наступлении неблагопри­ятных условий хламидомонады об­разуют гаметы.

9. Одна хламидомонада образует от двух до восьми гамет.

10. Хлорелла не имеет жгутиков.

11. Хлорелла может поглощать из воды растворенные в ней органи­ческие вещества.

12. Нитчатая водоросль улотрикс образует тину.

13. Спирогира — зеленая нитча­тая водоросль.

14. Хроматофор у спирогиры ча­шеобразный.

15. Зеленые нитчатые водоросли обогащают воду кислородом.

16. Тело бурых водорослей дос­тигает в длину до пяти и более мет­ров.

17. У многих бурых водорослей имеются широкие листья.

18. У ламинарий имеются корнеобразные образования — ризои­ды.

19. Красные водоросли для об­разования органических веществ могут использовать такие сол­нечные лучи, которые проника­ют на большую глубину и недоступны для других водорос­лей.

20. Морские водоросли накапли­вают в своем теле йод.

21. Из бурых водорослей полу­чают агар-агар, применяемый в кондитерской промышленности, например, при изготовлении мар­мелада.

22. Бурую водоросль ламинарию в некоторых странах используют в пищу.

23. Спирогира, ламинария, красная водоросль порфира — представители трех отделов водо­рослей.

24. В пресных водоемах встреча­ются одноклеточные колониальные водоросли — вольвокс и пандорина.

25. Красные морские водоросли не выделяют в воду кислород.

Тест 29. Отделы водорослей

Выберите по каждому вопросу один, а может, и два ответа, ко­торые считаете правильными. Запишите номера правильных ответов.

1. К одноклеточным зеленым водо­рослям относятся:

а) спирогира;

б) хлорелла;

в) улотрикс.

2. Примером одноклеточных жгу­тиковых водорослей является:

а) хлорококк;

б) хламидомонада;

в) цистококк.

3. Одноклеточные водоросли, имею­щие светочувствительный глазок:

а) хлорококк;

б) хламидомонада;

в) цистококк.

4. Пульсирующие вакуоли имеют:

а) все одноклеточные водоросли;

б) немногие одноклеточные водо­росли;

в) многие одноклеточные водо­росли.

5. Размножение одноклеточных во­дорослей происходит:

а) бесполым путем;

б) половым путем;

в) бесполым и половым путем.

6. Нитчатая зеленая водоросль улотрикс встречается в :

а) стоячих водоемах (пруды, озе­ра, водохранилища);

б) пресных проточных водоемах;

в) в морях и пресных водоемах.

7. Хроматофор улотрикса имеет вид:

а) извитой ленты;

б) сеточки;

в) пояска.

8. Нитевидное тело улотрикса дос­тигает;

а) 20 см;

б) 50 см;

в) 100 см.

9. Нитчатая водоросль спирогира встречается:

а) почти в любом пруду и заводи реки;

б) только в пресных водоемах с чистой прозрачной водой;

в) в любых пресных водоемах и морях.

10. Из многоклеточных водорослей в морях растут:

а) только бурые и красные водо­росли;

б) зеленые, бурые и красные во­доросли;

в) только зеленые и красные во­доросли.

11. Тело многоклеточных морских водорослей:

а) не имеет ни корней, ни стеб­лей, ни листьев;

б) имеет небольшие корни и ли­стья;

в) имеет листья и может иметь небольшие нитевидные корни.

12. Имеющиеся у многих бурых и красных водорослей ризоиды слу­жат органами:

а) прикрепления к субстрату;

б) всасывания воды и растворен­ных в ней минеральные солей;

в) прикрепления к субстрату и всасывания воды и растворен­ных в ней минеральных и орга­нических веществ.

13. Наибольшие скопления бурых водорослей бывают на глубине:

а) до 10 м;

б) до 15 м;

в) до 20 м.

14. Красные водоросли преоблада­ют на глубинах;

а) до 50 м;

б) до 100 м;

в) до 200 м.

15. Чем глубже находятся в морях красные водоросли, тем они:

а) становятся светлее;

б) становятся краснее;

в) становятся зеленее.

Тест 30. Мхи, папоротники, плауны, хвощи, голосеменные

Решите, правильно или непра­вильно то или иное суждение. Вы­пишите цифровые обозначения правильных суждений.

1. Мхи, папоротники, хвощи и плауны — споровые растения.

2. У большинства мхов имеются ризоиды.

3. Ризоиды у мха-сфагнума обра­зуются весной.

4. Бесполое поколение мха (спо­рофит) развивается отдельно от по­лового поколения (гаметофит).

5. Листья у всех мхов имеют хлорофиллоносные и водоносные клетки.

6. Из спор у мхов развивается бесполое поколение (спорофит).

7. Зеленые мхи, к которым отно­сится кукушкин лен, — листостебельные растения.

8. Мох-сфагнум произрастает густыми, плотными дернинами.

9. Дернины сфагнума ежегодно отмирают в их нижней части.

10. Водоносные клетки в листьях сфагнума защищают хлорофилло­носные клетки от механических по­вреждений.

11. Быстрое развитие болота в местах, где произрастает сфагнум, связано с его высокой способностью поглощать и удерживать воду.

12. Воду сфагнум всасывает не­посредственно стеблем и листьями.

13. У сфагнума зеленые клетки составляют 2/3 поверхности листа.

14. Листья у мха-сфагнума состо­ят из одного слоя клеток.

15. На женских растениях сфаг­нума развивается по одной коробоч­ке со спорами.

16. Обыкновенный кукушкин лен достигает в длину 30-40 см.

17. В листьях кукушкина льна водоносных клеток меньше, чем в листьях у сфагнума.

18. Листья у кукушкина льна со­стоят из двух слоев клеток.

19. В листьях кукушкина льна имеются средние жилки.

20. Кукушкин лен — двудомное растение.

21. У кукушкина льна коробочка со спорами покрыта войлочным колпачком.

22. Молодые растения кукушки­на льна развиваются из почек, об­разующихся на разветвленной нити (протонемы), которая в свою оче­редь развивается из споры.

23. Современные плауны — не­большие кустарнички.

24. Хвощи — однолетние расте­ния.

25. Основное значение в фотосин­тезе у полевого хвоща выполняет стебель.

26. Споры у полевого хвоща об­разуются на весенних побегах.

27. Взрослое растение мужского папоротника (щитовника) имеет по одному развитому листу.

28. Стебель папоротника (корне­вище) находится в земле.

29. Корневище папоротника за­канчивается верхушечной поч­кой.

30. Листья папоротника-щитовника дважды пальчаторассеченные.

31. Молодые листья папоротника свернуты улиткообразно.

32. Листья папоротника развива­ются очень быстро.

33. Листья папоротника имеют верхнюю и нижнюю кожицу (эпи­дермис).

34. Голосеменные растения — исключительно деревья.

35. Наибольшее число видов сре­ди современных голосеменных име­ют хвойные растения.

36. Все хвойные растения вечно­зеленые.

37. У всех хвойных растений уз­кие, игольчатые листья, получив­шие название хвои.

38. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

39. Семена у голосеменных рас­тений развиваются из семяпочек.

40. У большинства хвойных рас­тений развиваются мужские и жен­ские шишки.

41. Семяпочки в женских шиш­ках находятся на верхней поверх­ности кроющих чешуи шишек.

42. Зрелый зародыш семени со­сны состоит из зачаточного кореш ка, стебелька, семядолей и почеч­ки.

43. У зародыша семени сосны две семядоли.

44. Семена у сосны обыкновен­ной созревают через полтора года после опыления.

45. У сибирской сосны («кедро­вой сосны», «кедра») образуются плоды — «кедровые орешки».

46. На ветвях ели иглы живут 5-7 лет.

47. У лиственницы хвоинки жи­вут 2-3 года.

48. Хвоинки у сосны растут по две на очень коротких побегах.

49. Можжевельник — листопад­ный кустарник.

50. Хвоинки у ели растут на по­бегах по три.

51. Иглы ели короткие и остро­конечные.

52. Сосна и ель — ветроопыляемые растения.

53. Можжевельник образует пло­ды, называемые ягодами.

54. Женские шишки у сосны растут тесными группами.

55. Молодые женские шишки у сосны находятся на концах моло­дых побегов.

56. Сосновые боры светлые, а в еловых лесах темно.

57. На болотистых почвах глав­ный корень у сосен развивается лучше, чем на песчаных.

58. У ели главный корень глубо­ко уходит в землю.

59. Семена ели высыпаются из шишек поздней осенью.

Тест 31. Мхи, папоротники, хвощи, плауны и голосеменные

Выберите по каждому вопросу один ответ, который считаете наиболее правильным. Запишите номера правильных ответов.

1. Мох-сфагнум — растение:

а) листостебельное;

б) слоевищное;

в) листостебельнослоевищное.

2. Листья сфагнума состоят из:

а) одного слоя клеток и не имеют средней жилки;

б) двух слоев клеток и проводя­щих сосудов;

в) трех слоев клеток: верхней и нижней кожицы и клеток с хлоропластами между ними.

3. Листья сфагнума имеют клет­ки:

а) хлорофиллоносные, а между ними большие межклеточные пространства;

б) хлорофиллоносные и водонос­ные;

в) хлорофиллоносные, водонос­ные и бесцветные покровные.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 6 7 8

Источник: https://pandia.ru/text/80/659/49205-7.php

Водоросли. урок. Биология 5 Класс

Все растущие в воде растения водоросли

Водоросли появились примерно пятьсот семьдесят миллионов лет назад. Царство растений разделено на две большие группы: подцарство Низшие растения и подцарство Высшие растения (рис. 1).

Рис. 1. Подгруппы царства растений

Вторая группа – Низшие растения, по-другому их называют водоросли. Название «водоросли» не совсем точно отражает это подцарство, ведь не все его обитатели растут в воде, встречаются и растущие на суше, как хлорелла, растущая на коре хвойных деревьев (рис. 2).

Рис. 2. Хлорелла под микроскопом

Само их название водоросли связано с тем, что считается, что в воде, в океане зародилась жизнь. Водоросли отличаются от высших растений не столько водным образом жизни, сколько примитивностью строения. У них отсутствуют корни, стебли, листья, которые присущи высшим растениям.

Наиболее часто встречающаяся водоросль – хламидомонада, в переводе с греческого «хламидомонада» означает «простейший организм, покрытый одеждой – оболочкой». Хламидомонада – одноклеточная зеленая водоросль. Она хорошо различима только под микроскопом. Хламидомонада движется в воде при помощи двух жгутиков, находящихся на переднем, более узком конце клетки.

Как и все другие живые организмы, хламидомонада дышит кислородом, растворенным в воде.

Тело водорослей имеет название слоевище (рис. 3).

Рис. 3. Слоевищное тело водоросли

Водоросли можно сравнить с тем, как усложняются фигуры в геометрии (рис. 4).

Рис. 4. Аналогии геометрии и альгологии

В геометрии самая простая фигура – точка, в альгологии, науке о водорослях, – это одноклеточная водоросль (хламидомонада или хлорелла).

Далее в геометрии можно рассмотреть отрезок или прямую, в альгологии – нитчатые водоросли, плоской фигуре соответствуют плоские водоросли. Кроме плоских, существуют ветвящиеся водоросли, которых можно тоже отнести к этому уровню.

Объемные фигуры можно сравнивать со слоевищными водорослями, которые состоят из множества клеток, расположенных слоями.

Подцарство водорослей делится на отделы, из которых мы рассмотрим основные: зеленые, бурые, красные, диатомовые. Первые три связаны с цветом, Это связано с тем, что водоросли растут на разных глубинах: водоросли, обитающие на глубине до десяти метров, носят название зеленые, до двухсот метров – бурые, до глубин двухсот семидесяти метров – красные (рис. 5).

Рис. 5. Рост водорослей на различной глубине: зеленые, бурые, красные

Они приспособлены к этим глубинам, но могут расти и ближе к поверхности. Глубже двухсот семидесяти метров свет не проникает, соответственно, и водоросли там существовать не могут, ведь они питаются с помощью фотосинтеза.

Зеленые водоросли обитают в самых верхних слоях воды, они первыми освоили сушу, мы часто их встречаем в виде зеленоватого налета на камнях или коре деревьев.

Формы зеленых водорослей очень разнообразны: от одноклеточных до сложных слоевищных. Мы часто их видим в лужах, озерах, реках, когда цветет вода (рис. 6), это говорит о том, что в воде размножились в огромном количестве одноклеточные зеленые водоросли.

Рис. 6. Зеленые водоросли: цветущая река

Они бывают и нитчатыми, в воде встречается тина, которая является зелеными водорослями и бывает нескольких оттенков – бурой или желтоватой, это происходит при отмирании зеленых водорослей. Самые известные зеленые водоросли – это одноклеточная хламидомонада и нитчатая зеленая водоросль – улотрикс (рис. 7).

Рис. 7. Зеленые водоросли: хламидомонада и улотрикс

Они так названы за бурый цвет их тел, среди бурых водорослей нет ни нитчатых, ни одноклеточных форм.

Бурые водоросли – в большей части слоевищные водоросли, они очень сложно устроены, растут на больших глубинах, но сложное устройство и высокая развитость их слоевищ позволяет им расти и довольно близко к поверхности.

Самые известные из них – ламинария (морская капуста), которую мы употребляем в пищу, фукус, саргассы, водоросли растущие в Атлантическом океане и в честь которых названо Саргассово море (рис. 8).

Рис. 8. Бурые водоросли: ламинария, фукус и саргассы

Красные водоросли, или багрянки, могут расти на глубинах до двухсот семидесяти метров, но встречаются и ближе к поверхности. По форме устроены так же сложно, как и бурые, встречаются нитчатые и слоевищные формы.

Из-за того что они растут на большой глубине, малоизвестны в быту. Среди них можно выделить порфиру, агар-агар (рис.

9), из этой водоросли получают желеобразное вещество, которое используется в кондитерской промышленности, а в микробиологии на агар-агаре выращивают бактерии.

Рис. 9. Красные водоросли: порфира и агар-агар

Диатомовые водоросли (рис. 10) – это всегда одноклеточные организмы.

Рис. 10. Диатомовые водоросли

Они удивительны и интересны тем, что строят себе особый панцирь, который состоит из двух половинок и по виду очень похож на пенал (рис. 11).

Рис. 11. Панцирь диатомовой водоросли в разрезе

У этого панциря есть две створки, которые вкладываются друг в друга, внутри которых и обитает сама водоросль. При делении диатомовой водоросли одна дочерняя клетка получает одну створку панциря, а вторая – другую (рис. 12).

Рис. 12. Раздвинутый панцирь Mastogloia pusilla

Сам панцирь состоит из кремнезема (материал, из которого состоит песок), который водоросль добывает из воды и потом выделяет в виде створок панциря. При гибели диатомовой водоросли их панцири опускаются на дно, спрессовываются там и образуют практически камни – особую горную породу диатомит (рис. 13).

Рис. 13. Диатомит

Диатомовые водоросли очень широко распространены, они обитают в морях и пресных водоемах, увидеть их возможно только с помощью микроскопа. Чаще всего встречается пиннулярия (рис. 14).

Рис. 14. Диатомовые водоросли: пиннулярия

Самая важная роль водорослей состоит в том, что они образуют кислород, в древности они совместно с цианобактериями изменили состав атмосферы Земли, весь кислород, которым мы дышим, производится зелеными растениями, в том числе и водорослями.

Водоросли в больших количествах существуют в водоемах, с них начинаются цепи питания, они используются в косметологии, медицине, в качестве добавок в корм скота. Панцири древнейших диатомовых водорослей очень востребованы в промышленности.

Их используют в строительстве для получения очень легкого кирпича, для изготовления стекла, фильтров, полирующих материалов.

Мы рассмотрели важное подцарство водорослей, их виды, отделы и их роль в жизни человека и в природе.

Список литературы

1. Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения. – Дрофа, 2011.

2. Корчагина В.А. Биология 6-7 классы. Растения, бактерии, грибы, лишайники. – 1993.

3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. Биология 6 класс. – 2008.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

1. Интернет портал «Биология. Электронный учебник (Источник)

2. Интернет портал «Bono esse» (Источник)

3. Интернет портал «Изучаем и сохраняем водоемы» (Источник)

Домашнее задание

1.        Какие формы водорослей вы знаете?

2.        Назовите основные виды водорослей.

3.        Какова основная роль водорослей в природе?

Источник: https://interneturok.ru/lesson/biology/5-klass/tsarstvo-rasteniya/vodorosli

Контрольная работа по теме

Все растущие в воде растения водоросли

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4»

Муниципального образования «Мирнинский район»

Республики Саха (Якутия)

Контрольная работа

по теме:

«Водоросли»

биология 6 класс линия УМК Пономаревой И.Н.

Подготовила

Валиева Марина Геннадьевна,

учитель биологии и химии

пос. Алмазный

2013г.

Тест по теме «Водоросли» Вариант 1.

I. Решите, правильно или непра­вильно то или иное суждение. Вы­пишите номера правильных суждений.

1. Все растущие в воде растения — водоросли.

2. Поверхность прудов летом бы­вает сплошь затянута водорослью — ряской.

3. Водоросли живут не только в воде, но и на суше (на коре деревь­ев, на почве и в почве).

4. Хламидомонада может поглощать из воды растворенные в ней органи­ческие вещества.

5. Нитчатая водоросль улотрикс образует тину.

6. Спирогира — зеленая нитча­тая водоросль.

7. Хроматофор у спирогиры ча­шеобразный.

8. Зеленые нитчатые водоросли обогащают воду кислородом.

9. Бурую водоросль ламинарию в некоторых странах используют в пищу.

10. Спирогира, ламинария, красная водоросль порфира — представители трех отделов водо­рослей.

11. В пресных водоемах встреча­ются одноклеточные колониальные водоросли — вольвокс и пандорина.

12. Красные морские водоросли не выделяют в воду кислород.

II. Выберите правильные ответы:

1. К одноклеточным зеленым водо­рослям относятся:

а) спирогира;

б) хлорелла;

в) улотрикс.

2. Примером одноклеточных жгу­тиковых водорослей является:

а) хлорококк;

б) хламидомонада;

в) цистококк.

3. Бурые водоросли могут жить на глубине:

а) до 10 м;

б) до 100 м;

в) до 20 м.

4. Плоский таллом ульвы дос­тигает;

а) 20 см;

б) 50 см;

в) 100 см.

5. Размножение одноклеточных во­дорослей происходит:

а) бесполым путем; б) половым путем; в) бесполым и половым путем.

6. Нитчатая зеленая водоросль улотрикс встречается в :

а) стоячих водоемах (пруды, озе­ра, водохранилища);

б) пресных проточных водоемах;

в) в морях и пресных водоемах.

7. Хроматофор спирогиры имеет вид:

а) извитой ленты; б) сеточки; в) пояска.

III. Определите по рисунку тип размножения водоросли и опишите его:

IV. Назовите указанный органоид, опишите его функции:

1

Тест по теме «Водоросли» Вариант 2.

I. Решите, правильно или непра­вильно то или иное суждение. Вы­пишите номера правильных суждений.

1. Одноклеточная водоросль хла­мидомонада хорошо различима не­вооруженным глазом.

2. Хламидомонада имеет две пульсирующие вакуоли.

3. Оболочка хламидомонады имеет зеленую окраску.

4. Хламидомонада питается только как зеленые растения — об­разует органические вещества из неорганических, используя солнеч­ный свет.

5. При наступлении неблагопри­ятных условий хламидомонады об­разуют гаметы.

6. Одна хламидомонада образует от двух до восьми гамет.

7. Хлорелла не имеет жгутиков.

8. Тело бурых водорослей дос­тигает в длину до пяти и более мет­ров.

9. У многих бурых водорослей имеются широкие листья.

10. У ламинарий имеются корнеобразные образования — ризои­ды.

11. Красные водоросли для об­разования органических веществ могут использовать такие сол­нечные лучи, которые проника­ют на большую глубину и недоступны для других водорос­лей.

12. Морские водоросли накапли­вают в своем теле йод.

II. Выберите правильные ответы:

1. Пульсирующие вакуоли имеют:

а) все одноклеточные водоросли;

б) немногие одноклеточные водо­росли;

в) многие одноклеточные водо­росли.

2. Нитчатая водоросль спирогира встречается:

а) почти в любом пруду и заводи реки;

б) только в пресных водоемах с чистой прозрачной водой;

в) в любых пресных водоемах и морях.

3. Из многоклеточных водорослей в морях растут:

а) только бурые и красные водо­росли;

б) зеленые, бурые и красные во­доросли;

в) только зеленые и красные во­доросли.

4. Тело многоклеточных морских водорослей:

а) не имеет ни корней, ни стеб­лей, ни листьев;

б) имеет небольшие корни и ли­стья;

в) имеет листья и может иметь небольшие нитевидные корни.

5. Имеющиеся у многих бурых и красных водорослей ризоиды слу­жат органами:

а) прикрепления к субстрату;

б) всасывания воды и растворен­ных в ней минеральных солей;

в) прикрепления к субстрату и всасывания воды и растворен­ных в ней минеральных и

орга­нических веществ.

6. Одноклеточные водоросли, имею­щие светочувствительный глазок:

а) хлорококк; б) хламидомонада; в) цистококк.

7. Красные водоросли преоблада­ют на глубинах;

а) до 50 м; б) до 100 м; в) до 200 м.

III. Определите тип размножения водоросли и опишите его:

IV. Назовите указанный органоид, опишите его функции:

1

Ответы:

1 вариант.

  1. 3,4,5,6,8,9,10

  2. 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 5-в, 6-а, 7-а

  3. Бесполое размножение путем деления клетки. Происходит при благоприятных условиях. Образуются 2 , 4, 8 зооспор.

  4. Хроматофор. Содержит хлорофилл, в нем происходит фотосинтез.

2 вариант.

  1. 2, 5, 6, 7, 8, 10, 11, 12

  2. 1-в, 2-б, 3-б, 4-а, 5-а, 6-б, 7-в

  3. Половое размножение. Происходит при неблагоприятных условиях. Содержимое клетки делится, образуются половые клетки – гаметы. При слиянии гамет образуется зигота. В состоянии зиготы водоросль переживает неблагоприятные условия. Затем зигота прорастает и дает начало новому растению.

  4. Светочувствительный глазок. Воспринимает свет, который необходим для фотосинтеза.

Использованные интернет-ресурсы и литература:

http://bio9klass.blogspot.ru/2011/10/blog-post_20.html

http://festival.1september.ru/articles/416085/

http://www.mos-uk1.ru/catalog/doc/18151.php

Биология: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / И.Н.Пономарева, О.А Корнилова, В.С.Кучменко ; под ред.проф. И.Н.Пономаревой. – 3-е изд.перераб. – М.. : Вентана-Граф, 2010

Скачать оригинальный файл

Источник: https://globuss24.ru/doc/kontrolynaya-rabota-po-teme-vodorosli-6-klass

урок «Низшие растения – водоросли»

Все растущие в воде растения водоросли
§ 1  Водоросли и их значение

Царство Растения включает в себя две крупные группы организмов: подцарство Низшие и подцарство Высшие.

В ботанике принято относить к Низшим те растения, тело которых не имеет выраженных тканей, т.е. не разделено на органы, такие как корень, стебель и лист. К группе низших растений относят водоросли, дословно «растущие в воде».

Они встречаются не только в пресных и соленых водоемах, морях, океанах, но и на влажной почве, и даже коре деревьев. Эти организмы являются самыми многочисленными и важными для экологии планеты. Именно водоросли, за счет активного фотосинтеза, участвуют в образовании атмосферного воздуха с высоким содержанием кислорода.

На сегодняшний день «легкими нашей планеты» являются не только леса, но и водоросли. Для многих водных обитателей они служат домом и пищей. Человек научился использовать водоросли почти во всех отраслях своей хозяйственной деятельности. Около 160 видов морских водорослей употребляют в пищу (порфира, ламинария, саргассум и др.

), многие идут на корм скоту. Водоросли используются в качестве удобрений и применяются в медицине. Из водорослей получают загустители и эмульгаторы в пищевой промышленности, в фармацевтике, парфюмерии, йод, агар. Некоторые водоросли используют для определения степени загрязнения водоёмов.

Наука о водорослях называется альгологией – от альго – водоросль, логос – наука.

§ 2  Клетки водоросли

По количеству клеток в организме водоросли можно разделить на: одноклеточные, колониальные и многоклеточные. У одноклеточных водорослей клетка выполняет все функции целого организма. Посмотрите на хламидомонаду:

это представитель водорослей, вызывающий «цветение воды» в летние солнечные дни. Устроена хламидомонада очень интересно: снаружи ее клетка покрыта клеточной стенкой, под которой можно обнаружить ядро с ядрышком, хроматофор – от хромос – крашу и форос – несущий, это органоид несущий хлорофилл, пиреноид – центр накопления крахмала в клетке и цитоплазму.

Хламидомонада имеет тонкие выросты – жгутики. С помощью жгутиков водоросль активно передвигается в воде. Наличие в клетке хламидомонады светочувствительного глазка – стигмы – обеспечивает этой водоросли фототаксис от фото – свет, таксис – движение, т.е. движение к свету.

Клетки водоросли – вольвокс, объединены в общую сферу и соединены в ней нитями. Изучение строения вольвокса даёт возможность сделать научное предположение, что развитие организмов от одноклеточных к многоклеточным происходило через колониальные формы.

У многоклеточных водорослей проводящая система и корни отсутствуют. Клетки некоторых водорослей могут соединяться торцами, образуя цепочки или нити, иногда ветвистые. Видели тину в пруду? Рассмотрим ее под микроскопом.

Это нити многоклеточной водоросли спирогиры. Хроматофор в ее клетках располагается по спирали или в виде пластинок. Тело другой водоросли – ульвы состоит из плотно прижатых друг к другу клеток, образующих в своей массе слоевище или таллом – т.

е. тело водоросли.

Ульва прикрепляется ко дну разветвлёнными выростами – ризоидами. Размеры многоклеточных водорослей могут изменяться от микроскопических (микрометры), до гигантских (десятки метров).

§ 3  Окраска водорослей

Как вы заметили, хламидомонада, вольвокс, спирогира и ульва имеют зеленую окраску. В систематике они относятся к отделу Зеленые водоросли. Зеленые водоросли не образуют цветков и семян; большинство из них размножаются спорами.

Например, при благоприятных условиях хламидомонада размножается бесполым способом, образуя под общей оболочкой от 2 до 8 зооспор.

А при неблагоприятных условиях репродуктивные клетки – гаметы разных особей хламидомонад выходят в воду и соединяются друг с другом, в результате чего образуется зигота.

Зигота образует толстую оболочку, защищает клетки от неблагоприятных условий. Когда же наступают благоприятные условия, зигота начинает делиться, образуя четыре хламидомонады.

Помимо этого у зеленых водорослей распространено бесполое размножение – делением надвое (одноклеточные водоросли), либо вегетативно – частями слоевища или почками. Зеленые водоросли встречаются, в основном, на глубине достаточного освещения – до 10 – 12 м.

Ниже этой границы можно встретить бурые водоросли. В своих хроматофорах они содержат бурый пигмент фукоксантин.Ламинария сахарная (морская капуста), вакамэ, саргассум – являются одним из главных источников йода, отвечающего за умственное развитие у человека.

На глубинах более 50 м (иногда до 200 м) растут представители отдела Красные водоросли или Багрянки. Как правило, хлорофилл красных водорослей маскируется пигментами красного и синего цвета – фикобилинами. Именно поэтому, таллом водоросли порфиры имеет красный цвет. Практическое значение багрянок для человека велико.

Водоросль хондрус принимают как лекарство при заболевании дыхательных путей. Красные водоросли используются для добывания растительного студня агар-агара, применяемого в кондитерском производстве мармелада и в микробиологии как среда для получения чистых культур микробов.

§ 4  Краткие итоги по теме урока

1. Водоросли – группа растительных организмов, не имеющих разделения тела на органы и ткани.

2. Альгология – это наука о водорослях.

3. По количеству клеток в организме водоросли разделяют на одноклеточные (хламидомонада), колониальные (вольвокс) и многоклеточные (спирогира, ульва, порфира, ламинария).

4. В систематике Водоросли разделяют на отделы: Зеленые, Красные, Бурые и др.

Список использованной литературы:

  1. http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/biologiya/VODOROSLI.html?page=0,3
  2. http://sbio.info/page.php?id=10733

Использованные изображения:

Источник: https://znaika.ru/catalog/6-klass/biology/Nizshie-rasteniya---vodorosli.html

Дача и цветы
Добавить комментарий